«Живая вода» о храме Воскресения Словущего

Есть в Санкт-Петербурге один приход, о котором не знают, скорее всего, даже те, кто живет неподалеку. Находится он в Суворовском училище на Московском проспекте д. 17. Казалось бы, закрытое учебное заведение — какая может быть приходская жизнь в его стенах? Однако здесь есть о чем рассказать.

Журнал: № 10 (октябрь) 2018 Страницы: 29-33 Автор: Евгений Перевалов Фотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 18 октября 2018

ДВА «КРЫЛА»

Живая вода о храме Воскресения СловущегоВ храм Воскресения Словущего ведут просторные коридоры и широкие лестницы. В коридорах утром ни души — только прославленные полководцы строго глядят с торжественных портретов. Храм, выполненный в стиле русского классицизма, красив и одновременно прост. Скоро начнется Литургия, и он наполнится суворовцами.
Они появятся из глубины училища — оттуда, где сейчас кипит утренняя курсантская жизнь: нужно сделать зарядку, застелить постель, умыться, подготовиться к новому учебному дню.

Приходят в храм люди и из внешнего мира, не имеющие никакого отношения к училищу, а зачастую и к военному делу вообще. Курсанты и люди штатские — два «крыла» этого необычного прихода. Они живут разной жизнью, и пути их пересекаются только здесь, в пространстве храма, на богослужении.

КАПИТАН — ЛЕЙТЕНАНТ

Служение священника в кадетском храме, конечно же, сильно отличается от служения в храме обычного прихода. Домовая церковь в учебном заведении закрытого типа подстраивается под его ритм, под его требования и, сохраняя неприкосновенными канонические установления Церкви, которыми нельзя поступиться ни в коем случае, в остальном начинает жить по его правилам.

И пастырь, если он действительно хочет вписаться в жизнь военного училища, должен сам стать органичной частью этой жизни, чтобы она его не отторгла. Офицеры — сотрудники училища уверены: им со священником повезло необыкновенно, нашелся именно такой — «свой», бывший офицер ВМФ, который уже в силу военного прошлого за плечами никак не мог стать белой вороной в среде военных и кадет.

Иерей Василий Царицын поставлен на служение в Суворовский храм менее года назад. Выпускника Вольского высшего военного училища тыла распределили в Кронштадт, где он получил хорошую офицерскую должность в Морском кадетском корпусе. Василий стал прихожанином собора Владимирской иконы Божией Матери, помогал восстанавливать храм, пел на клиросе, участвовал в социальном служении.

Настоятель Храма о. Василий Царицын
Через некоторое время перевелся на должность офицера-воспитателя. Во взводе были трудные ребята из неблагополучных семей, сироты, много больных. Он старался водить кадетов в храм на Исповедь и Причастие, и дети, по его словам, становились спокойнее и добрее. После пяти лет службы офицером, убедившись, что военная карьера не для него, Василий решил стать отцом Василием.

Первое место служения — родной Владимирский собор, затем командировка в Канаду, служение в соборе Петра и Павла в Монреале, по возвращении — служба в храме преподобного Алексия человека Божия в Горелово. И вот новое назначение — и неожиданное, и закономерное.

Отец Василий быстро влился в жизнь училища. Он сумел найти общий язык и с руководством, и с суворовцами: опыт работы воспитателем в Кронштадтском морском кадетском корпусе оказался в новом священническом служении неоценим.

Посещать храм Воскресения Словущего может любой человек, нет никаких препятствий со стороны руководства. Однако, поскольку он находится при военном заведении, нужно заранее согласовать первое посещение. Вы должны оставить свои данные, которые будут проверены службой безопасности и это нормально для учебного заведения такого класса. Ничего сложного в этом нет. Всего лишь необходимо сообщить свои данные — ФИО и номер телефона, настоятелю храма по телефону: 8 (951) 679-12-25. После этого вас внесут в спец список.

СВЯЩЕННИК — ПЕДАГОГ

— Важно, — говорит отец Василий, — чтобы священника воспринимали не только как священнослужителя, но и как миссионера. Недостаточно появляться здесь два раза в неделю, по субботам и воскресеньям, для совершения богослужений. Доверия детей так не приобрести, это будут очень формальные отношения.

И отец Василий приходит в Суворовское училище в учебные дни: не только в качестве священника, но и как педагог дополнительного образования.

Каждый день в училище расписан по минутам. Свободного времени у ребят почти нет, распорядок дня жестко регламентирован: уроки по курсу школьной программы сменяются курсами дополнительного образования, не посещать которые мальчишки просто не могут. Поваляться после обеда на кровати — это не про суворовцев.

Дополнительные курсы делятся на несколько направлений: спортивные занятия, кружки военно-технического профиля (например, авиа- и судомоделирование), творческие (КВН, вокальная группа), углубленное изучение школьных предметов (для тех, кто участвует в школьных олимпиадах) и духовно-нравственное направление. Последнее и есть сфера ответственности священника: отец Василий проводит с суворовцами беседы о культуре народов России. История страны, подвиги, герои, слава русского воина — есть о чем поговорить. А кроме того, — богословские темы, духовные искания: вопросов у ребят возникает много, и они не стесняются задавать их священнику.

— На мои занятия не только православные приходят — они для всех, — поясняет отец Василий. — Ребята из мусульманских семей интересуются, чем ислам отличается от христианства. Я говорю прежде всего о разнице в понимании фигуры Христа: для вас Он пророк, для нас — Богочеловек. Но напоминаю, что у этих двух религий общие корни.
Суворовцы читают Символ веры

ДЕЛА АЛТАРНЫЕ

— Разрешите задать вопрос!

— Разрешаю, — с улыбкой отвечает женщина, стоящая за свечным прилавком.

Субординация остается с кадетами и на богослужении. Дисциплина — тем более: на Литургии суворовцы стоят по струнке, все вместе, не рассредоточиваясь по храму, ни одного лишнего звука — полный порядок. Будто и не дети пришли вовсе. Несколько человек идут в алтарь помогать настоятелю. Хотя алтарничество здесь не столько помощь священнику, сколько способ заинтересовать мальчишек, приходящих в храм.

— Мне постоянно приходится заниматься миссионерством, — говорит отец Василий, — думать о том, как привлечь ребят к Богу, не оттолкнуть их от себя и от Церкви, как наиболее доходчиво рассказать им, что такое христианство. Мне кажется, непосредственное участие в богослужении — один из лучших способов.

Сегодня в алтарь взяли Максима и Даниила, они учатся на втором курсе, что соответствует шестому классу обычной школы. Семьи у них, как рассказывают ребята, верующие, но не воцерковленные, поэтому к приходской жизни привыкать им приходится уже в училище. Послушание, конечно, нетрудно для кадет, живущих по строгому расписанию. В основном алтарникам-суворовцам доверяют «технические» моменты богослужения: открыть Царские врата, зажечь свет на вечерне и Всенощном бдении. Но даже одно это пробуждает в мальчишках интерес к богослужению и желание вникать в него глубже. Именно поэтому настоятель старается, чтобы служение в алтаре коснулось как можно большего количества юных прихожан.
Архимандрит о. Иероним. Алтарники слева направо - д. Владимир. Ростислав сегодня священник. Миссионер Игорь, сегодня алтарник.
Помогают в алтаре и взрослые. Один из них, Игорь Платошин — из самых первых прихожан храма. Он пришел сюда в 2007 году, с началом возрождения православной жизни в тогда еще Кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, помнит все этапы реставрации храма и рассказывает, что она потребовала немало усердия:
Икона Андрея Первозванного подарок с Афона— Восстанавливали всё по фотографиям, — говорит Игорь.
— В советское время здесь размещался музей Артиллерийского военного училища.

Начальник Кадетского ракетно-артиллерийского корпуса Евгений Михайлович Ермолов привлекал спонсоров и высокопоставленных чиновников, которые очень помогли в возрождении храма. Но, увы, вернуть полностью первозданный вид невозможно — за прошедшее время здесь произошли капитальные изменения.

«Как только был открыт Храм и были проведены буквально несколько богослужений. В храм была привезена икона Андрея Первозванного с Афона в дар Храму, об этом событии рассказывали многие СМИ.

Встречали икону Андрея Первозванного о. Александр Берташ, протодиакон Константин Маркович и Игорь Платошин.

Эта святыня находится в Храме, каждый может посетить храм и приложится к этой святыне. И, это не случайно, что служение началось с такого дара. Ведь, в храме ведётся серьёзная миссионерская работа.

Каждый год приходят новые ученики и благодаря тому, что в стенах училища открыт храм, они узнают русские традиции, с которыми были знакомы великие полководцы, в том числе и А. В. Суворов.

Не могу не отметить, то, что не только ученики постепенно воцерковляются, обретают азы веры. Первые алтарники в этом храме стали полноценными служителями Церкви. Бывшие алтарники Владимир и Иван стали впоследствии дьяконами. Алтарник Ростислав стал священником. Все прошли обучение в нашей петербуржской семинарии, служение проходило при о. Александре Берташе, потом уже обучались, когда в храме служил о. Архимандрит Иероним» (Заметка от Игоря Платошина)

ОФИЦЕРСКАЯ ВЕРА

Среди офицеров — сотрудников училища тоже есть прихожане, которые стараются по мере возможности посещать богослужения. Заместитель начальника училища по воспитательной работе подполковник Андрей Михайлович Крыжановский рассказывает, что его путь к вере начался, когда он еще был курсантом.

Учился в Военно-политическом строительном училище в Симферополе, рядом был действующий храм, куда в свободное время он любил наведываться. Потом по долгу службы часто встречался со священниками, которых называет «очень достойными пастырями».

— Всегда, работая на воспитательных должностях, я старался привлекать священников для бесед с учениками, — говорит Андрей Михайлович. — Без духовной составляющей процесс воспитания очень сложен.

Сегодняшнее поколение, воспитанное на клиповой культуре, очень тяжело воспринимает даже те смыслы, которые закладывались в наши души в детстве. Чтобы ребята посмотрели хороший советский фильм, нужно их серьезно подготовить: обсуждать, рассказывать. Работа нужна постоянная.

Андрей Михайлович считает, что священник в Суворовском училище обязательно должен уметь найти индивидуальный подход к ребенку:

— Важно, чтобы у суворовца была возможность исповедоваться, прийти к священнику и поделиться своими проблемами. Какое-то время, на младших курсах, они выполняют все наши требования, мы для них беспрекословный авторитет.

Потом начинается подростковый период, и всё меняется. Им у нас очень непросто: они живут, можно сказать, в режиме постоянного послушания, какого и в некоторых монастырях нет. Колоссальная нагрузка, постоянная работа над собой — всё это надо ставить на надежный фундамент, который может дать вера.
Ученики в храме

ПО ОБЕ СТОРОНЫ ОКЕАНА

По воскресеньям Тамара Кцоева и Лариса Синеок встают в шесть утра, чтобы вовремя добраться из Горелово в центр Петербурга. С отцом Василием они познакомились в храме Алексия человека Божия, где тот вел воскресную школу для взрослых:

— Многие за ним тянутся, — рассказывают они, — он очень общительный, доброжелательный.

Лидия Егорова когда-то была прихожанкой храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком. Ее дочь, член общины собора Петра и Павла в далеком Монреале, познакомилась с отцом Василием, когда он служил в Канаде. Лидия Алексеевна стала помогать священнику по его возвращении в Россию:

— С тех пор я и помогаю, — говорит она. — Мы все, прихожане, заботимся о храме — вместе убираем после богослужения, вместе готовим праздники, вместе организуем паломничества. Всё делаем вместе.

ПЕРВОЕ КРЕЩЕНИЕ

Пока номер готовился к печати, в храме Воскресения Словущего должно было совершиться первое Крещение. На протяжении нескольких встреч отец Василий наставлял учащегося выпускного курса Суворовского училища Никиту Грибанова в вере, чтобы тот входил в Церковь осознанно, с пониманием, какой шаг он совершает. Молодой человек сам попросил священника о подготовке к Таинству. Значит, занятия под руководством отца Василия не пропадают даром.
Материалы взяты здесь